Поиск по этому блогу

четверг, 7 марта 2013 г.

Где ж ты, куколка, была? Где ж ты, барынька, была?


Слава Богу, и март пришёл – оттепель, сосульки, капель! Весна потихоньку, но по-хозяйски начинает наводить свои порядки. Вот и мы с внучкой решили заняться тем же, но только в доме.


- Бабуль! А что это за сундучок стоит у тебя на шкафу?

- Какой такой сундучок?

- Да вот тот. Я его вообще никогда не видела. Что там внутри?


- Ну, глянь, коли интересно, - достаю я сундучок и сразу же слышу удивлённое:

- Бабуля! А это чьё?

- Моё!

 - А ты что, в ку-у-уклы играешь?

- Играю! Вернее, я их иногда делаю, - улыбаюсь я.



- Вот это да-а-а… А почему у них нет личика? Ты не успела их доделать, да?

 - Почему не успела? Куколки сделаны давно. Они готовы. Раньше в старину и всё в такие играли. Это уж потом, когда пластмассу придумали, стали выпускать в огромных количествах бездушные пластмассовые игрушки. А эти куколки особенные. Они – семейные обереги. Потому как сделаны из лоскутов одежд, которые носили ещё мои мама и бабушка. И личико таким куколкам совсем ни к чему. Ведь глаза, нос, рот, уши, пусть даже и нарисованные, всё равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами – светлыми и тёмными, добрыми и злыми. Вот и старались исстари не открывать эти врата. Надёжнее наложить на них табу.

- А что такое табу?

- Запрет, значит. Даже имён куколкам не давали.

- А как же к ним обращались?

- А так и обращались:
«Куколка ты куколка
Где же ты, куколка, была?
Где же ты барынька, была?»



- Бабуль, а почему ты раньше не давала мне этих куколок?

- Ну, ещё моя бабушка Пелагея говорила: «Дорого яичко к Христову дню». Это значит, всему своё время, место и последовательность.
Покажи я тебе свой сундучок раньше, может, и не заинтересовалась ты так, - приговариваю я, ласково поглаживая светлые кудряшки на внучкиной головке.

- Бабу, а у меня получится делать такие куколки? Ты меня научишь?

- Конечно, милая, научу. Тут, кстати, есть куколки, которые делала твоя мама.

- И ты мою куколку тоже положишь в свой сундучок?

- Если захочешь, то положу.

- А мы будем в них играть все вместе – я, ты, мама?

- Это было бы просто замечательно.

- А давай прямо сейчас делать!

- Нет, детонька. Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Сначала мы подумаем о куколке, каждая о своей. Представим её себе – какая она будет. Тем самым создадим её образ в себе. Тогда и дело потом спориться будет.

- А какие бывают обереги-куколки?

- Самые разные: покосница, неразлучники, веснянка, перевёртыши, куватки, барыни, младенчики, малышки-голышки - все они несшивные, значит, даже иголку в руки брать не придётся.



- Бабуль, а ты какую куколку делать будешь?

- Я? Веснянку, конечно! Ты глянь-ка, внученька, в окошко, весна-то какая к нам пришла – солнечная, радостная, звонкая. Послушай только, как славят её приход птицы…

(Бабуля-Иришуля)

8 комментариев:

  1. Какие милые куколки! И история такая задушевная! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала на одном дыхании - спасибо! ))

    ОтветитьУдалить
  3. Потрясающе !!! Юль, а кем была твоя мама ? Откуда в ней этот Дар ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Просто" мамой :), а теперь она ещё и "просто" бабушка. А по образованию она инженер. Я думаю, что большую роль тут сыграла её бабушка - мама жила у неё на хуторе до школы, а потом приезжала каждые каникулы. Мама у меня действительно умница!

      Удалить
  4. Ай, да куколки! Бабушка у вас то, что надо! Рассказ удивительный получился, сказочный, настоящий!
    п.с. Сундучок бесподобный!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Бабушке твои слова передам непременно! :)

      Удалить